Группа № 3 детского сада "Солнышко" ГБОУ СОШ №9 г. Кинеля Самарской области

"Леворукий ребёнок"

addnews.html;0.41201987292602027

 "Переплетениепальцев рук"

 Предложите ребёнкусложить руки в замок  (рис. 1). Тест должен выполняться быстро, безподготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец левой руки, улевшей – левой.  

"Поза Наполеона"

Предложите ребёнку сложитьруки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверхуна левом предплечье.

"Одновременныедействия обеих рук" - рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущейрукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованныеведущей рукой, более чёткие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки),углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Некоторые исследователирекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможностьболее чётко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуетсяневедущей рукой.

Скорость движений и силаведущей руки больше, чем неведущей. Для оценки скорости можно использоватьчисло простукиваний указательным пальцем за 10 секунд или число точек (касанийручки) плоскости листа. Задание выполняется трижды, затем рассчитываетсясреднее значение.

Силу каждой руки необходимоизмерить три раза ручным динамометром и рассчитать среднее значение. Ведущейсчитается рука, превосходящая по силе неведущую на 2 кг.

Немецкий учёный Ф. Кречмерпредлагает для определения ведущей руки попросить ребёнка продемонстрироватьследующие действия: полить цветы, пересыпать песок лопатой, почистить зубы,толкнуть палкой шарик, достать книги с полки, открыть замок-молнию, зажечьспичку, вынуть пробку из ванной и т.д.                

 Если ребёнок выбирает для выполнения всехзаданий левую руку, при этом его движения легче  и точнее, то онлевша.  Однако использовать задания, предложенные Ф. Кречмером, не такпросто, как кажется на первый взгляд. При определении ведущей руки важно всё:где находится предмет, которым можно манипулировать, где находится ребёнок, какдаётся инструкция.

Мы рекомендуем использоватьдля определения ведущей руки систему тестов, разработанную М.Г. Князевой и В.Ю.Вильдавским.

Эта система включает игровыезадания, подобранные с учётом способов манипулирования, свойственных детямдошкольного и младшего школьного возраста. Бытовые, часто используемые действиядети выполняют обеими руками, что затрудняет выделение ведущей руки. Поэтомунекоторые задания мы даём в двух вариантах. Для того чтобы результатытестирования были объективными, постарайтесь соблюдать следующие условия:

1. Лучше, чтобы ребёнок незнал, что вы что-то проверяете, поэтому предложите ему позаниматься илипоиграть.

2. Это должна быть игра поправилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребёнка, а все приспособления,пособия, предметы следует класть перед ребёнком на середину стола, на равном расстоянииот правой и левой руки. Лучше, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и т.д.будут разложены рядом со столом на низком столике, чтобы ребёнок не видел их,не отвлекался.

Первое задание: "РИСОВАНИЕ".

Положите перед ребёнком лист бумаги и карандаш, предложите ему нарисовать то, что он хочет. Неторопите ребёнка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисоватьто же самое другой рукой. Часто дети отказываются: "Я не умею, у меня неполучится". Можете успокоить малыша: "Я знаю, что трудно нарисоватьтакой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся". Подбодрите его,скажите, что он делает всё верно. В этом задании нужно сравнивать качествовыполнения рисунков.

Проследите за тем, чтобыребёнок правильно и удобно держал ручку или карандаш, не напрягался привыполнении задания, правильно сидел. Во всех заданиях, приведённых ниже,ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активные действия.

Второе задание: "ОТКРЫВАНИЕ НЕБОЛЬШОЙКОРОБОЧКИ".

Для выполнения этого заданияможно использовать спичечный коробок или коробочки со счётными палочками.Ребёнку предлагают несколько коробков, чтобы повторение действия исключалослучайность в оценке этого теста.

Задание: "Найди спичку(фигуру) в одной из коробочек". Ведущей считается та рука, котораяоткрывает и закрывает коробочки.

Третье задание: "ПОСТРОЙ КОЛОДЕЦ ИЗПАЛОЧЕК".

Сначала из палочек строитсячетырёхугольник, а затем выкладываются второй и третий ряды.

Четвёртое задание: "ИГРА В МЯЧ".

Нужен небольшой мяч(теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладётся на столпрямо перед ребёнком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужноповторить несколько раз. Можно бросить мяч в цель, например, в корзину,ведёрко, круг.

Пятое задание: "ВЫРЕЗАНИЕ НОЖНИЦАМИ РИСУНКА ПОКРУГУ".

Можно использовать любуюоткрытку (вырезать цветок, зайчика, узор и т.п.). Учтите, что более активнойможет быть рука, которой ребёнок держит ножницы, и та, которой он держитоткрытку. Ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребёнок будет поворачивать,облегчая процесс вырезания. Вы можете получить неверный результат, если размери форма ножниц не соответствует руке ребёнка. Это задание можно заменитьраскладыванием карточек лото (карт).  Все карточки (10-15штук) ребёнокдолжен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладыватькарточки. Можно использовать карточки детского лото.

Карточки стопкой нужноположить строго на середину стола перед ребёнком и только после этого ещё разсформулировать задание: " Возьми все карточки в одну руку, а другойразложи их перед собой". Для того, чтобы ребёнку было интереснее,попросите его называть то, что нарисовано на карточках.

Шестое задание:  "НАЙДИ ДЫРОЧКУ"

Предложите ребёнкунанизывать бисер или пуговицы на иголку с ниткой или шнурок.

Седьмое задание:  "ВРАЩАТЕЛЬНЫЕДВИЖЕНИЯ"

Ребёнку предлагают открытьнесколько флаконов, баночек        (2-3 штуки) с завинчивающимися крышками. учтите, ребёнок может держать флаконили баночку за крышку, а крутить сам пузырёк.

Восьмое задание:  "РАЗВЯЗЫВАНИЕУЗЕЛКОВ"

Заранее неплотно завяжитенесколько узлов из шнура средней толщины.  Ведущей считается та рука,которая развязывает узел (другая рука держит узел).

В этом задании бывает сложновыделить ведущую руку, т.к. развязывание узелков процесс довольно сложный и ребёнок, как правило, использует обе руки. Можно использовать иной вариантэтого задания – составления цепочки из скрепок. Как правило, ребёнок в однойруке держит скрепку, а другую скрепку пытается присоединить.

Девятое задание: "ПОСТРОЕНИЕ ДОМА ИЗКУБИКОВ"

Ведущей является рука,которая чаще берёт, укладывает и поправляет кубики. При складывании кубиковчаще используются обе руки. Кроме того, это довольно привычный вид деятельностидля любого ребёнка, поэтому можно продублировать задание, предложив, ребёнкуконструктор, мозаику с конкретным заданием.

Для того чтобы не держать вуме результаты выполнения заданий, удобно занести их в такую таблицу:

Задание

Левая рука

Обе руки

Праваярука

1.

+

 

 

2.

 

+

 

3.

 

 

+

Если при выполнении заданияребёнок активнее работает левой рукой, то ставится знак "+" в графу"Левая рука", при предпочтении правой – в графу "Праваярука".  Если одинаково использует  как правую, так и левую руку,знак "+" ставится в графу "Обе руки".

Десятое задание: ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Это данные о семейнойлеворукости. Если в семье у ребёнка есть леворукие родственники – родители,братья, сёстры, бабушки, дедушки, нужно поставить "+"  в графу"Левая рука", если нет – в графу "Правая рука". Если выполучили больше семи плюсов в графе "Левая рука", то, скорее всегоребёнок леворукий.

Внимательно проанализируйтерезультаты. Если вы получили все плюсы в графе "Левая рука" зазадания 2-9, а за первое задание  - рисование плюс будет стоять в графе"Правая рука", то это означает, что бытовые действия ребёнокдействительно может лучше выполнять левой рукой, а графические – правой. В этомслучае, выбирая руку для письма, следует учесть преимущество правой руки в выполненииграфических заданий.

Очень часто, десяти заданий,описанных в прошлой консультации, бывает недостаточно  для того, чтобыопределить какой рукой ребёнок действует более активно и ловко. В этих случаяхможно выбрать дополнительные задания, например, из тех, которые предлагаетфранцузская исследовательница М.Озьяс:

1.     Почиститьобувь щёткой.

2.     Вставитьстержень в отверстие пуговицы, бусины и поднять её.

3.     Намотатьнитку на катушку.

4.     Перелитьводу из одного сосуда в другой.

5.     Попастьиголкой в небольшую точку (можно сделать "мишень" на листе бумаги илииспользовать игру в "Дартс").

6.     Отвинтитьгайку рукой (ключом). Можно использовать детали металлического илипластмассового конструктора.

7.     Сложитьмелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр, во флакон с узким отверстием.

8.     Проколотьдырочки в листе бумаги (5-6 раз) иголкой, булавкой.

9.     Стеретьластиком предварительно нарисованные крестики.

10.                      Продеть нитку в иголку.

11.                      Стряхнуть с себя соринки, пыль.

12.                      Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки.

13.                      Достать бусинку ложкой из стакана.

14.                      Позвонить в колокольчик.

15.                      Закрыть, открыть застёжку-молнию.

16.                      Выпить воду из стакана.

В тех случаях, когдаопределить ведущую руку сложно, обратите внимание на задания 3, 4, 6, 12-14.Эти действия непривычны, не натренированы и позволяют более объективно оценитьпревосходство одной руки над другой.

А как быть, если ребёнокодинаково хорошо владеет и правой, и левой  руками?

Нередко он начинаетписать  и правой, и левой руками, иногда рисует левой, а пишет правой илиперекладывает ручку из одной руки в другую, попеременно используя правую илевую руки, что сильно затрудняет процесс формирования навыков письма. Частовзрослые – и педагоги, и родители – придерживаются такой позиции: "какуюруку

чаще использует, той пусть ипишет". Но одно дело - выполнять привычные бытовые действия, другое –писать. Существуют даже специальные термины: "графическое функциональноепревосходство" (т.е. бывают "графические левши" и"графические правши") и  "бытовое функциональноепревосходство".

Исследования французскихучёных показали, что в 90% случаев "графические левши" оказываются и"бытовыми левшами". Такое же соотношение и у правшей. Но естьдети-амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях. Такое разнообразиевариантов создаёт сложности при выборке руки для письма. Поэтому ещё разразберём некоторые возможные варианты.

1. Ярко выраженные бытовыелевши, но графические амбидекстры, т.е. одинаково хорошо пишущие и рисующие иправой, и левой руками. Как правило, эти дети – левши, но дома или в детскомсаду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правойрукой. У этих детей процесс обучения письму пойдёт легче, если они будут писатьлевой рукой, хотя качество письма может быть неудовлетворительным.                                                    

 2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут ирисуют левой рукой или одинаково правой и левой. На практике причинойиспользования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травмаправой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом случаецелесообразно учить ребёнка писать правой рукой.

                                               Педагог - психолог: Сугак А. В.

24 февраля 2015 в 18:11

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.