Группа № 3 детского сада "Солнышко" ГБОУ СОШ №9 г. Кинеля Самарской области

Социально-коммуникативное развитие. «Мультфильмы для дошкольников»

addnews.html;0.7358142846088127

    Мультфильмы занимают большоеместо в жизни современных дошкольников. Далеко не всегда их качествосоответствует возможностям их понимания и задачам развития, поэтому и возникаетпотребность в психолого-педагогической экспертизе детских мультфильмов. Речьидет об оценке соответствия формы и содержания м/ф психологическим особенностямдошкольников.

   Взрослые должныпридерживаться критериям оценки и рекомендаций по выбору м/ф для детей на разныхэтапах дошкольного детства (для детей 3-4, 4-5,5-7 лет).

   Не так давно главнымизанятиями дошкольников были игры, рисование и лепка, слушание сказок. Конечно,дети смотрели и м/ф, но среднее время просмотра составляло в среднем 3-5 часовв неделю, т. е.  те самые 30 минут вдень, официально разрешенные дошкольникам Всемирной ОрганизациейЗдравоохранения. Мультфильмы были для ребенка долгожданной радостью, иногдадаже значимым событием. В наше время по данным ЮНЕСКО, дети 3-6 лет смотряттелевизор, в частности м/ф, 3-4 часа в день, что составляет около 25 часов внеделю. Это значительно превосходит время их игры, общения со сверстниками ивзрослыми. Таким образом, дошкольник большую часть свободного времени проводиту экрана. Настоящим спасением от обилия экранного времени является детский сад.

   Опираясь на традиционныеобщепринятые психологические особенности, представленные в работах Д.Эльконина, А.Запорожца, М, Лисиной и др. попытаемся обозначить главныехарактеристики м/ф на разных этапах дошкольного возраста.

   Содержание игры младшихдошкольников является выполнение конкретных действий с предметами и игрушками.Ребенок активно строит картину мира, а взрослый становится источником новойинформации. Пробуждается познавательная потребность. Интересы ребенка связаны смиром природы(животными, растениями) и техники(машины, самолеты). Возникаютвопросы , в которых ребенок пытается установить поверхностные связи междупредметами и явлениями(почему, откуда, зачем).

   Главный жизненный контекстребенка – семья, совместная жизнь с родителями. В соответствии с возрастнымиособенностями для младших дошкольников нужны фильмы с простыми, короткимисюжетами и сказки с повторяющимися действиями, связанные с семейнымукладом(включая его нарушение), в узнаваемых или новых обстоятельствах. Главныетемы – жизнь животных и растений, действия персонажей и их последовательность,знакомство на уровне образов и действий с природными явлениями, с миром техникии пр. Для малышей важны общий позитивный настрой фильма, эмоции, связанные с конкретнымидействиями, эмоциональная окрашенность знакомых ситуаций. Героями фильмов могутбыть дети или детеныши сказочных животных, активно действующие, задающиеобразцы простых правил поведения. Это могут быть сказки В. Сутеева »Снеговик -почтовик», »Цыпленок и утенок» и др. Важно подчеркнуть, что для младшихдошкольников существуют особые требования: продолжительность экранногопроизведения не должна превышать 15 минут.

    Средний дошкольный период(4-5лет) – это период расцвета ролевой игры и детского воображения. В этом возрастедостаточно развиты образное мышление и внутренний план действия. Основнымсодержанием игры становятся отношения между людьми, роли которых дети на себявзяли. Главное в игре – отношение к партнеру в соответствии со взятой на себяролью. Особую значимость приобретает сфера общения со сверстниками. Потребностьв признании сверстников и в уважении взрослого выходит на первый план. Исходяиз этих возрастных особенностей, можно определить следующие характеристикипроизведений: сюжеты фильма связаны с общением и различными взаимоотношениями между персонажами(дружба, вражда,доминирование - подчинение). Это могут быть разнообразные сказки – народные иавторские. Центральные темы связаны с миром людей или животных, их разнымижизненными позициями, возможными конфликтами и их разрешением. Важно, чтобы главный герой воплощал наиболее эффективныеи конструктивные способы разрешения конфликтов. В этом возрасте живой откликнаходят такие м/ф, как «Котенок по имени Гав», «Гуси - лебеди», «Как грибы сгорохом воевали» и др.

    В старшем дошкольномвозрасте(6 – 7 лет) впервые обнаруживается возможность подчинении я своихдействий более отдаленному мотиву. Содержанием игры становится выполнениеправил, вытекающих из взятой на себя роли, а сюжетом – развернутые темы,связанные с приключениями и фантазиями. Детей интересуют разные аспектывзрослой жизни:  поступки, отношения,задачи м смыслы человеческих действий. В этом возрасте ребенок усваиваетпредставления о добре и зле, справедливости, усваивает нормы и правилаповедения, учится видеть себя и ситуацию со стороны, что является важнымусловием развития самоконтроля и произвольности. Исходя из этих возрастныхособенностей, можно предположить, что тематикой произведений становятсяразвернутые сюжеты. Центральным моментом содержания выступают  переживания и внутренний мир героев.Персонажи выступают как носители моральных норм и ценностей. Это тот возраст,когда ребенок может присвоить все богатство культурного художественногонаследия, связанного для детей. Для примера приведем несколько характерных дляэтого возраста мультфильмов: «Варежка», «Домовенок Кузя», «Малыш и Карлсон»,«Каникулы в Простоквашино», «Снежная королева» и мн. др. Следует подчеркнуть,что прежде всего необходимо определить соответствие произведения этическим иэстетическим критериям. Произведения, суть которых противоречит моральнымнормам, стимулируют агрессивность, жестокость, разрушения, нельзя рекомендоватьмаленьким детям.

                                              Воспитатель:Семенова Л.С.

24 февраля 2015 в 17:30

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.