Группа № 3 детского сада "Солнышко" ГБОУ СОШ №9 г. Кинеля Самарской области

Взаимосвязь психического и физического здоровья ребенка.

addnews.html;0.12976701411270697

   «Здоровье – это состояние наибольшегофизического, психологического и социального благополучия, а не толькоотсутствие заболеваний и физических дефектов».

   Человеку необходима культура тела, культурапитания, культура движений, культура поведения, составляющие в целом культуруздоровья. И чтобы быть здоровым во взрослой жизни, познавать культуру здоровьянадо с самого раннего детства, а физическая культура – важная составляющаякультуры здоровья, главный фактор становления и сохранения здоровья.

 Что же такое – физическаякультура?

 1. Двигательная активность.

 2. Питание. Главная функция –обеспечение организма энергией для поддержания температуры тела, выполненияфизической работы, обмена веществ, работы мозга, роста.

 3. Благоприятная внешняясреда.

 4. Соблюдение правилздорового быта, гигиены жилья, личная гигиена.

 5. Благоприятная обстановка вдоме.

 6. Иммунитет – большую рольиграет закаливание. Тепличные и стерильные условия не могут научить организмзащищаться от болезней.

 7. Отсутствие вредныхпривычек.

 Ребёнок с детства и на всюжизнь должен усвоить: никотин, алкоголь, наркотики –всё вместе и каждое из этихвеществ – страшный яд, отравляющий весь организм и в первую очередь нервнуюсистему. Всё это и есть физическая культура. Для сохранения и укрепленияздоровья детей в ДОУ необходимы следующие условия:

 1. Реализацияздоровьесберегающих педагогических технологий по всем разделам образовательнойработы.

 2. Использование современныхметодов и приёмов обучения.

 3. Индивидуальный подход кребёнку, учитывая его уровень развития.

 4. Соблюдение двигательногорежима.

 5. Проведение мероприятий пооздоровлению ослабленных детей.

Здоровые дети дошкольноговозраста обладают эмоционально – волевыми качествами, у них достаточноинтенсивно формируются элементы нравственных чувств, развивается волеваямотивация действий, самоконтроль и целеустремлённость. Нормальное развитиеребёнка, а следовательно и его здоровье, в большей мере зависит от соблюдения всехусловий для сохранения и укрепления здоровья.

Для успешного развитиядвижения жизненно необходимы. Когда же наступает пора учиться разным движениям?

Для освоения каждого уменияесть свое время. Физиологи называют это время сенситивным, т.е. наиболее чувствительнымк внешним воздействиям.

В ходе возрастного развитияпериоды становления и развития органов и их систем чередуются с периодами ихколичественного роста. Физическому воспитанию отведено одно из ведущих мест всистеме воспитания и обучения дошкольников.

 Физическая культура являетсяодним из эффективных средств развития моторной сферы и повышениятренированности организма, одновременно создаёт основу для нравственного,волевого развития ребёнка, приобщая его к здоровому образу жизни.

 Дошкольники характеризуютсябольшой изменчивостью пропорций тела и относительно большей уязвимостьюразличных систем организма. Формирование и рост всех отделов грудной клетки к6-ти годам ещё не закончено, эти структуры остаются подвержены деформирующимвоздействиям. У дошкольников относительно слабо развиты связки сухожилия,мелкие мышцы кисти рук, сила мышц у них невелика и увеличивается только после4-х лет. Все особенности должны учитываться при определении интенсивности ихарактера физических нагрузок.

 Двигательная активность всаду складывается организованной самостоятельной деятельности, подвижных игр,игр с элементами спорта, а в старших группах и некоторых спортивных игр:бадминтона, баскетбола. В процессе реализации организованных видов двигательнойдеятельности детей решаются многие воспитательные и образовательные задачи,формируется потребность ребёнка в ежедневных движениях, интерес к занятиямфизической культурой. Физкультура только тогда способствует развитию иоздоровлению детей, когда объём и характер нагрузки будут для них достаточнымии необходимыми, не приведут к переутомлению, перенапряжению физиологическихфункций детского организма. Для эффективного решения поставленных задачфизического воспитания детей предпочтение следует отдавать тем методам, которыеоказывают общеукрепляющее действие на организм ребёнка, способствуютзакаливанию, повышают выносливость, содействуют оптимизации двигательной активности.

 По данным профессораА.Г.Сухарева, гигиенической нормой двигательной активности детей дошкольноговозраста считают такой её уровень, который полностью удовлетворяетбиологическую потребность организма в движении, способствует укреплениюздоровья и благоприятствует дальнейшему развитию.

 Оганизация обучения на занятиях по физическойкультуре должна исключить возможность перегрузки детей или нарушениядеятельности физиологических процессов и структур организма, в частности,костно-мышечной и сердечнососудистой, как наиболее нагружаемых при физическихупражнениях.

Развитие двигательной сферыдошкольника тесно связано с формированием ведущих физиологических системорганизма и главным образом ЦНС. Для формирования двигательной активности ивсех видов движений, доступных детям, огромное значение имеет систематичностьправильно организованной тренировки в процессе занятий физическими упражнениямии подвижными играми. Совершенствование двигательных навыков и способностейпроисходит у детей под влиянием целенаправленных педагогических воздействий(А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев и другие). Работа по физическомувоспитанию в ДОУ должна опираться на знание возрастно-половых особенностей ивозможностей организма, закономерностей развития двигательных функций,особенностей биологического и психологического возраста дошкольника. Всё этодолжно быть основой выбора адекватных для детей средств и методов физическоговоспитания, форм организации занятий физической культурой, самостоятельнойдвигательной деятельности детей.

Период бодрствованияскладывается из многих видов деятельности: занятия, труд, развлечения,самостоятельная или организованная игровая деятельность.

Игра создаёт условия дляформирования нравственных качеств, приучает к самостоятельности, создаётположительный эмоциональный настрой. В процессе игры решаются многиевоспитательно-образовательные задачи: формируются и совершенствуются многиеумения и навыки, закрепляются и углубляются представления об окружающем мире.Организовывая игры дошкольников необходимо учитывать не только межличностныеотношения детей, но и уровень активности, инициативы каждого ребёнка. Этоспособствует полноценной игре всех участников, повысит активность робких детей.Рациональная организация игры важный и ответственный момент в деятельностидошкольника.

Исключительно важную роль вповышении оздоровительной и педагогической эффективности физической культурывыполняют занятия, организованные на воздухе. Для полноценной двигательнойдеятельности детей на участке ДОУ должен быть комплекс оборудования, состоящийиз физкультурных пособий и инвентаря; площадка для проведения спортивных игр,способствующих развитию скоростно-силовых качеств (бег на разные дистанции,прыжки и тд). Оборудование, инвентарь и площадка для спортивных игр должныиспользоваться всеми возрастными группами.

Всё это способствуетсовершенствованию физического развития детей, повышает тренированностьорганизма, его защитные механизмы и сопротивление вредным воздействиям среды.

Заключение. Рациональнаяфизическая нагрузка является для дошкольника мощным средством развитияпсихофизических качеств и оздоровления только при условии правильно построеннойработы по физическому воспитанию; реализации нагрузок, адекватным возможностямдетского организма; при индивидуальном подходе к каждому ребёнку иосуществлению всего комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий.

24 февраля 2015 в 17:15

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.