Группа № 3 детского сада "Солнышко" ГБОУ СОШ №9 г. Кинеля Самарской области
«Чтение - вот лучшее учение»
В настоящее время книга проигрывает неравную схватку с техническими средствами: телевизором и компьютером. Современные дети все чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач, особенно мультфильмов и все реже читают книги. И это объяснимо, чтение – это своего рода труд, при котором ребенок размышляет, воображает, вживается в образ. Что же касается технических средств – не надо прикладывать никаких усилий, не надо думать, воображать, просто сиди и смотри.
Воспитание любви к книге и приобщение детей к чтению - одна из главных задач моей педагогической деятельности. Работа с детьми по приобщению к чтению строится следующим образом: Создание предметно-развивающей среды: * книжный уголок, книжные выставки по различным темам (к памятным датам, по сказкам, одного автора, одного иллюстратора и т.п.); * уголок для театрализованной и режиссерской игры (настольный театр, теневой, кукольный, пальчиковый, атрибуты для режиссерской игры и т.п.), * уголок изодеятельности, в котором кроме изобразительных материалов находятся книжки-раскраски по темам художественных произведений, иллюстрации к любимым произведениям, репродукции известных картин художников, иллюстраторов; Проведение НОД: * по ознакомлению с художественной литературой и развитие речи, на которых идет ознакомление детей с загадками, пословицами и поговорками, стихами и песенками, рассказами и сказками. Именно эти занятия способствуют приобщению детей к чтению, способствуют развитию познавательной активности ребенка, интереса к познанию. Детям открывается мир словесного искусства, у них возникает интерес и любовь к книге, умение слушать ее и понимать, эмоционально откликаться на изображаемые события, «содействовать» и сопереживать героям. Чтение – это первоначальная ступенька в школьном обучении родному языку. Но, прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, научиться звуковому анализу слов, то есть называть по порядку звуки, из которых они состоят. Однако, чтение - не самоцель, здесь закладывается фундамент будущей грамотности человека. Работа по приобщению детей к чтению очень многогранна и за короткий срок представить ее невозможно. Очень хочется немного подробнее остановиться на работе со сказкой, т.к. считаю, что именно сказке принадлежит большая роль в привитии любви к чтению. Дети любят сказки и черпают из них множество удивительных познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. При чтении сказок малыши впервые познают, что такое храбрость и стойкость, добро и зло. Сказки в полной мере способствуют развитию воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств и, конечно же, воспитания любви к чтению и книге. Наряду с традиционными приемами ознакомления со сказкой (ознакомление с содержанием сказки через чтение, показ иллюстраций, обсуждение героев сказки, их проступков, обыгрывание, драматизация) использую и нетрадиционные методы и приемы, так как они являются более интересными, эффективными и приносят ощутимый значительный результат. Младший дошкольный возраст - важнейший период в развитии дошкольника. При знакомстве ребенка с литературными текстами особенно важна эмоциональность взрослого и яркая красочная наглядность. Важно эмоционально, красочно наглядно донести до детей содержание сказки, поэтому использую яркие красочные иллюстрации, настольный, кукольный и пальчиковый театр. Прием проживания сказки. Многие сказки уже были знакомы детям, но знакомы только по содержанию. Моя же задача - ввести детей в сущность сказки, т.е. научить детей понимать действия персонажей, понять сущность каждого из них, анализировать правильность их поступков. В процессе беседы выясняем, как поступил персонаж, хорошо ли он сделал, для сравнения ставлю детей на место героя сказки, спрашиваю о том, а как бы вы чувствовали себя в той или иной ситуации. При работе со сказкой важно знать, для чего необходим нравственный урок: не зря же существует поговорка «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выявить этот «намек», проявить его суть, дать себе урок – вот главная задача. Нетрадиционный подход как раз дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Следующий пункт – воспитание добрых чувств. Доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире, поэтому знакомя детей со сказкой, следует обращать внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно: · учить детей сравнивать, сопоставлять; · формировать привычку доказывать, что это так или иначе; · ставить ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым, давая малышу возможность выбора собственной позиции; · упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев, к примеру: «Докажи, что Аленка лучше всех», «Как бы ты поступил на месте…», «Как движениями похвалить петушка» и т.п. Трудно не оценить роль сказок в воспитании правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логической речи. Но помимо этих задач не менее важно сделать нашу устную речь эмоциональной, образной, красивой. Решить эту проблему можно с помощью речевой зарядки. Умение задавать вопросы является одним из показателей успешного развития дошкольников. Наконец, сказка помогает развивать руки. Не случайно говорится «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю». Детям предлагаю что-то сделать: изобразить сказку схематически, показать эпизод с помощью жестов и мимики, драматизировать. Обязательно знакомлю детей с технологией создания книги (беседа с детьми «Откуда книжка к нам пришла»). Обращаю внимание на то, сколько труда вложено в создание книги, сколько людей задействовано в ее изготовлении, сколько деревьев отдали свою жизнь для того, чтобы ребенку досталась эта книга. Данную работу сопровождаю наглядностью, примерами из жизни. Родители также должны быть партнерами в деле приобщения детей к чтению. Без тесного сотрудничества с ними не будет высокого результата. Поэтому свою работу строю таким образом, чтобы максимально привлечь родителей к решению данной задачи. Для этого: * вывешиваю в информационном уголке для родителей: список художественной литературы, которую рекомендовано читать детям в этом возрасте; высказывания известных людей и статьи специалистов о важности привития любви к чтению; памятка для родителей о том, как с ребенком организовать работу с книгой; * провожу совместные с родителями литературные викторины, досуги по литературным произведениям различных детских писателей и поэтов; *привлекаю родителей к совместной проектной деятельности, * привлекаю к оказанию помощи в обогащении книжного уголка группы (родителями собрана богатая библиотека красочно- иллюстрированных книг). Вся работа по приобщению детей к чтению была бы не полной без сотрудничества с коллегами в данной области: Учитель-логопед, педагог-психолог помогают нам в коррекции тех отклонений в развитии детей, которые мешают успешному приобщению детей к чтению (проблемы в развитии фонематического слуха, в овладении звуковой культурой речи, в развитии мыслительных процессов и т.п.); Музыкальный руководитель помогает в проведении праздников, театрализованных постановок, в обогащении эмоциональной сферы ребенка, посредством ознакомления с музыкальными произведениями, отражающими характер того или иного литературного героя, ознакомления с элементарными пластическими приемами изображения характерных особенностей персонажей и т.п. Взаимодействие с воспитателями других групп помогает в реализации полученных детьми знаний и умений. Это и литературные викторины, конкурсы чтецов, показы театрализованных постановок, совместная творческая деятельность и т. д. Помимо работы с родителями большое внимание уделяю взаимодействию с социумом. Осуществляется оно, главным образом, через тесный контакт с работниками городской детской библиотеки, с которыми составлен и согласован план взаимодействия. Это: *совместное проведение работников библиотеки и детей театрализованных вечеров сказок ; * конкурсы рисунков и поделок по сказкам; * посещение мероприятий библиотеки: * конкурсы стихотворений; Многие «литературные» события, происходящие в группе и МДОУ, освещаются в газете«Кинельская жизнь», что очень приятно и детям, и родителям, и, конечно, нам. Главный результат проводимой работы в том, что, несмотря на засилье видеотехники, ребята моей группы не потеряли интереса к книге: они ее любят, с удовольствием слушают, когда им читают, делятся с друзьями впечатлениями и жаждут новых встреч в детской библиотеке. Я считаю, что есть все основания, что эта любовь сохранится у них на всю жизнь. 27 апреля 2016 в 11:25
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.